Еще десять лет назад все прекрасно знали, что такое хэви-металл и с чем его едят и чем он отличается от, к примеру, блэка. Ныне в результате множества экспериментов и смешения стилей появилось невообразимое количество вариантов, трех-четырехэтажных названий стилей групп. Конечно, блэк и хэви никто не спутает, это я погорячилась. Но когда к нам в Savage Metal Club приходят новые люди, вдруг оказывается, что очень сложно объяснить им, какое название что значит. Согласитесь, объяснение, когда зародился хард-рок, кто первым начал его играть и кто первым ввел термин "хард-рок", - такое объяснение мало объясняет саму музыку. К тому же недавно на сайте musica.mustdie.ru был спор о том, что тяжелее - блэк или дэт. Вот тогда стало понятно, что пора внести некоторую ясность в рассмотрение стилей. Для начала определимся с основными инструментами, используемыми в металле. Это ударная установка, бас-гитара (обычно четырехструнная; "продвинутые" музыканты играют и на пяти-, и на шестиструнных, к примеру - басист Stratovarius), электро-гитара (одна или две- ритм и соло, обычно шестиструнные, но порой для утяжеления звука применяют семиструнные), периодически акустическая гитара. Обязательно - вокал, иногда их два равноправных, очень часто - множество бэк-вокалов, т.е. подпевок. И наконец клавиши, применяющиеся не всегда и по-разному - только для подзвучки, фона, или же как ведущий инструмент. Подчеркиваю - это основные инструменты. В сложной музыке используется все - от флейт и "там-там"ов до оркестров.
Для определения стиля тяжелой музыки, или металла, существует как минимум два критерия. Хотелось бы это особо подчеркнуть - как минимум ДВА критерия, а не один. Это не только тяжесть, но и жесткость. Что такое тяжесть? Это игра баса в такт с бас-бочкой ударных, с ними же сочетается и ритм-гитара, реверберация и другие эффекты на вокале, и куча других специфических музыкальных характеристик. Жесткость. Это сложные ритмические рисунки ударных, сложные ритмические размеры, квинтовые аккорды и проч.
Помимо этого, не мешает ввести еще и критерий под названием мелодичность. Именно отсюда следуют приставки симфо-, атмосферик-, мелодик- и прочий металл. По возрастанию мелодичности они располагаются примерно так: мелодик- (т.е. наличие мелодичных гитарных соло, акустической гитары, изредка клавишных); атмосферик- (фоновые клавишные, специфические мужские и женские вокалы, привнесение в музыку элементов психоделики, помимо уже названных гитарных соло и акустических вставок); приставка симфо- предполагает огромную роль клавишных в музыке, не только фоны, но и соло, количество клавишных аранжировок и их роль не уступают гитаре, а порою даже перекрывают гитару. Возможно. Я пропускаю что-то.
Теперь оставим мелодичность в стороне и рассмотрим стили металла по возрастанию тяжести и жесткости. Я бы выстроила такой ряд: hard-rock, hard&heavy (light metal, soft metal), alternative, heavy metal, power metal, speed metal, thrash metal, black metal, doom metal, death metal. Само собой, вариации не рассматриваются, а то можно запутаться окончательно; при том, что, скажем, понятие глэм (glam) я отношу не к музыке, а скорее к имиджу, фэнтези-power metal метал - в текстам; плюс любой из стилей можно еще рассмотреть включая категорию мелодичности, тогда пирамида получится гораздо более сложной. Здесь необходимо внести некоторые уточнения: speed metal и трэш одинаковы по тяжести, но трэш жестче. Блэк и дум метал очень часто зависят от разновидностей, тем более что в определении стиля блэк очень важны тексты и имидж. Дум металл и дэт одинаковы по тяжести, но дэт жестче. Блэк стоит между ними по жесткости, одинаков с ними по тяжести. Чтобы стало понятнее - советую нарисовать схемку, где оси координат - жесткость (ось ординат) и тяжесть (ось абсцисс).
|