ser9e писал(а):
В принципе интересный обзор. Интересно с 22.40 и с 29.40. Но тут больше геометрия.
Ни о чём! Вообще.
Вот о "электронной блокировке" без прикрас, как говорится.
Цитата:
Как работают так называемые «электронные» блокировки
Противобуксовочная система ПБС, осуществляющая «электронное блокирование», не блокирует дифференциал, она никоим образом не может повлиять на кинематику его шестерен. Она может лишь кратковременно блокировать колеса: ЭБУ дает команду тормозным колодкам на короткое время притормозить колесо, оказавшееся в худших сцепных условиях и из-за этого стремящееся нарастить угловую скорость (забуксовать). Что это дает?
Вспомним, что когда автомобиль «сел», а дифференциал не заблокирован, одно из ведущих колес оказавшееся на слабом грунте буксует, а другое, находящееся на чуть более твердом – неподвижно. При этом оба колеса получают от межколесного дифференциал примерно равный крутящий момент Мк. Блокирование колодками буксующего колеса (создание тормозного момента Мт) обеспечивает возможность приложения к его полуоси большего крутящего момента Мк (зажатое колодками колесо тяжелее провернуть). Благодаря этому возрастает общее сопротивление вращению - увеличивается Мк на корпусе дифференциала, и как следствие, к колесу находящемуся в лучших сцепных условиях подводится больший Мк. Дифференциал ведь делит момент поровну, следовательно, чем сильнее колодки притормозят буксующее колесо, тем выше будет момент на корпусе дифференциала и в итоге большая по величине «половина» суммарного Мк «достанется» колесу, имеющему лучшее сцепление. И оно сможет его использовать на увеличение тяговой силы, благо резерв сцепления имеется.
Класс! А что если вообще намертво зажать колодками буксующее колесо (толку ведь от него ноль, оно жижу месит) и таким образом подать весь крутящий момент на колесо, стоящее в этот момент на асфальте? И выехать на одном колесе?
Да, было бы действительно неплохо, но это невозможно. Дело в том, что «электронные блокировки», как и вся электроника, лишены возможности просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. ЭБУ просто тупо отслеживает поступающие от датчиков АБС сигналы об угловых скоростях вращения колес. И когда скорости выравниваются, он также тупо «отпускает» колодки.
То есть, допустим, одно из колес пробуксовывает, колодки его прихватили, на колесо, вращающееся медленнее (отстающее) пошёл больший крутящий момент, и вроде дело налаживается, но вот угловые скорости колес выровнялись и система тут же «отпускает» колодки.
Да еще, вдобавок, перестает реагировать на команду шофера увеличить подачу топлива («душит» двигатель).
И все это происходит очень быстро, за доли секунды. Вот отчего большой типа-внедорожник, снабженный электронными блокировками, и успешно засаженный драйвером в раскисших отечественных суглинках, так судорожно дергает колесиками со штатными шинами, пытаясь хоть как-то отработать уплаченные за него немалые деньги. Немного поиграв с колодками, ПБС банально отключается, дабы не перегреть тормозные механизмы. Таким образом, засевшему в болоте внедорожнику помощи от такой системы не очень то и много.
Другое дело «предкризисная ситуация», когда межколесные дифференциалы у машины «свободные», и она пока еще движется, но сцепные условия ухудшаются и колеса попеременно стремятся сорваться в букс. Тут система стоит на страже: она сразу отловит провинившееся колесо и подтормозит его, тем самым оставив крутящий момент, подаваемый на корпус дифференциала, практически неизменным. То есть поведение машины с «электронными блокировками» в данной ситуации будет чем-то схоже с поведением машины с самоблокирующимися дифференциалами. За исключением того, что последние блокируются не после возникновения пробуксовки, а до её возникновения. Работают на упреждение, или выражаясь модным словом - превентивно.
Да, слышал я о Дискавери с его системой управления полным приводом, позволяющей менять алгоритм срабатывания «электронных блокировок» в зависимости от типа грунта. Но реально это только дает возможность увеличить-уменьшить на доли секунды время, на которое колодки «прихватывают» буксующее колесо, да поменять усилие «прижима», только и всего.